Павлов Владимир Корсунович К поколению шестидесятников можно отнести заслуженного художника Калмыкии, известного живописца Владимира Павлова.

Родившийся ровно за год до начала Великой Отечественной войны, он трехлетним ребенком вместе с родителями и своим народом был депортирован в далекую Сибирь и вернулся на родину уже юношей.

Для всякого человека в семнадцать – восемнадцать лет начинается ответственный и очень интересный период жизни, полный новых открытий. Так и для молодого Павлова этот период стал временем исканий своего «я», выбора профессии. Художником он стал не сразу – сначала было Новосибирское ремесленное училище, затем работа в хоре калмыцкого государственного ансамбля «Тюльпан», служба в армии, работа в художественно-производственных мастерских. И только после этого пришло осознание того, что для него самое главное в жизни. И оно привело его в Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого. Окончил училище в 1970 году, и началась активная творческая работа, он участвует в республиканских, зональных, всероссийских и всесоюзных выставках.

1971 год стал знаменательным для творческих коллективов автономных республик Российской Федерации, в Москве впервые была проведена художественная выставка 16 автономных республик РСФСР.

Каждая республика представила самые лучшие произведения своих мастеров. Многие художники выставлялись впервые, было открыто много новых имен.

Среди множества других работ «Дочка» Павлова привлекла особое внимание зрителей, художников, искусствоведов. С первой же большой выставки работа получила достойное признание и в дальнейшем много экспонировалась, репродукция картины вошла в альбом «Изобразительное искусство автономных республик».

И сегодня полотно «Дочка» очень тепло воспринимается зрителями. Искренность и естественность детского образа трогает и вызывает ответное чувство доброты и надолго остается в памяти людей.

После этой работы, на которой изображена дочь художника в дошкольном возрасте, следуют портреты «Дедушка с внучкой» (1972 г.), «Школьница» и «Студентка» (1982 г.). В портрете «Дедушка с внучкой» — девочка, ученица начальных классов, в школьной форме, со значком октябренка. Рядом – дедушка, смотрящий на внучку с любовью и гордостью. Далее — «Школьница», где дочь уже подросток, с характером и целеустремленная. И, наконец, «Студентка», где она уже юная девушка, получающая высшее образование, уверенная в себе и в своем будущем. Все эти работы выполнены художником с добротой, безграничной любовью и верой в будущее поколение.

Владимир Павлов тщательно работает над каждым полотном, избегая излишней детализации, акцентируя внимание на внешнем сходстве и передаче внутреннего мира растущего человека.


Павлов Владимир Корсунович

В творчестве Владимира Павлова можно выделить серию производственных портретов, передающих образы людей разных профессий. Среди них особое внимание привлекают портреты знаменитых животноводов: «Портрет чабана Менкенова», «Портрет чабана Хамзатова», «Портрет чабана Тямисова» и др.

В 70-80-е годы была хорошая традиция, когда деятели культуры проводили творческие вечера в районных центрах, селах, выезжали на чабанские точки, где происходило живое общение с тружениками села. Художники воочию наблюдали жизнь степняков, писали их портреты с натуры. Результатом таких поездок и стала серия работ, посвященная людям села.

Герои полотен Владимира Павлова позируют не в нарядных костюмах, они изображены в привычной трудовой обстановке в степи, на животноводческой точке. И хотя образы разные, их объединяет твердость духа и любовь к своей профессии.

Во время поездок по районам у Владимира Павлова родилась идея создания картины «Хальмг ўнн», посвященная популярной газете и людям труда. Неоднократно художник наблюдал на животноводческих точках картину, когда чабаны, получив свежий номер газеты, читали ее в свободное от работы время, не пропуская ни единой строчки. Этот сюжет и появляется в полотне «Хальмг ўнн» (1974).

Не обделяет своим вниманием художник и людей других профессий, об этом свидетельствуют картины «Бетонщик Акшинов» (1982), «Портрет стоматолога Хаджинова» (1980), «Портрет инженера Мангатова Б.Д.» (1987), каждая из которых отличается неповторимой индивидуальностью.

В своем творчестве художник обращается и к теме Великой Отечественной войны. К 30-летию Великой Победы им было исполнено монументальное полотно «1941 год» (1975), в котором автор показал тему войны без военных действий, солдат и военной техники. Мы видим небольшую группу людей на степной дороге: несколько женщин, бабушка и мальчик. Они только что проводили мужчин на войну, и все стало иным, все разделилось на «до» и «после», а они, оставшиеся здесь, стали как бы стеной между прошлым и настоящим. Сдержанный цветовой строй полотна подчеркивает боль и тревогу, которые переживают эти люди.

«Портрет ветерана войны и труда Цакирова Г.П.» посвящен конкретному человеку. Работа также лишена каких либо военных деталей. Перед нами человек внешне спокойный, лишь только фрагмент боевого ордена на лацкане пиджака напоминает нам о боевом прошлом героя.

40-летию Победы посвящена картина «Участник десанта на Малую землю Джамбинов Г.С.» (1985). Владимир Корсунович лично знал Джамбинова по работе в художественном фонде. Талантливый самодеятельный художник изображен в момент посещения мемориала в праздник Победы. Автор добивается точной передачи не только внешнего облика героя, но и внутреннего состояния, взволнованного от нахлынувших воспоминаний о друзьях-однополчанах, о кровопролитных боях минувшей войны.

К теме депортации у Владимира Павлова особое отношение. Еще в 70-е годы возникла идея о создании цикла, посвященного трагическому периоду жизни калмыцкого народа. И только к 50-летию депортации художник воплотил свой замысел. В 1992 г. он создает пять больших полотен: «Выселение», «В Сибирь», «На лесоповале», «Широклаг», «Возвращение домой», которые стали фоном диорамы экспозиции «Депортация» краеведческого музея им. Н.Н. Пальмова. Все пять живописных полотен гармонично дополняют разделы диорамы, передавая с большой достоверностью все этапы жизни калмыцкого народа в Сибири. Холодно-серая цветовая гамма помогает раскрытию темы. Все детали диорамы задуманы и исполнены художником.

В 1980 г. по заказу краеведческого музея им. Н.Н. Пальмова Владимир Павлов исполняет две работы: «М. Калинин в первом калмыцком кавалерийском полку» и «110-я кавдивизия в боях и походах», в которых раскрывает тему двух войн – Гражданской и Великой Отечественной. Также по заказу краеведческого музея пишет картину «Портрет профессора Н.Н. Пальмова». На портрете — человек истинно интеллигентный и возвышенный.

В своем творчестве Павлов не ограничивается созданием портретов и тематических картин. Любит он и природу родной степи, знает ее и передает это в своих пейзажах: «Стога», «В степи калмыцкой».

Проявил себя художник и в монументальной живописи: роспись стен зала заседаний Президиума Верховного совета КАССР и клуба «Строитель», где в настоящее время расположен Республиканский русский театр драмы и комедии.

С 90-х годов Владимир Павлов плодотворно работает в портретной живописи.

В национальном музее им. Н.Н. Пальмова хранится целая портретная галерея известных людей республики. Среди них выделяются портреты Д.Н. Кугультинова, профессора А.Ш. Кичикова, почетного мастера спорта СССР Т.Л. Балдашинова и др. Портреты этого периода отличаются отсутствием внешних атрибутов и детализации, внимание уделяется внешнему сходству и отображению характерных черт героя.

В минувшем году Владимир Павлов отметил свой 70-летний юбилей. На днях в галерее «Юг» открылась персональная выставка картин художника. Владимир Корсунович ни дня не проводит без своего любимого занятия живописью. Он продолжает работать в профессии, избранной навсегда.

Тамара Васильева,
старший научный сотрудник
отдела изобразительных искусств
Национального музея им Н.Н. Пальмова


Хальмг үнн



Калмыкия

Оставить комментарий